1. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Настоящая дополнительная образовательная программа (ДОП) профессиональной переподготовки разработана  по направлению "Теория и методика хоккея".

Нормативно-правовую базу разработки ДОП составляют:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 22 декабря 2012 года № 273-ФЗ).

2. Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 года № 499 ( в ред.  приказ от 15.11.2013 № 1244) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

3. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 935 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)».

4. Приказ Минтруда России от 07.04.2014 № 193н "Об утверждении профессионального стандарта «Тренер».

3. Нормативно-методические документы Минобрнауки России.

5. Положение о Башкирском институте физической культуры (филиале) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры».

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАМММЫ

Цель программы - создание образовательной среды для  формирования у тренеров по хоккею профессиональных компетенций и трудовых функций, развитие навыков их реализации в спортивной деятельности хоккеистов различных возрастных групп.

Область профессиональной деятельности слушателей включает в себя: образование в сфере теории и методики хоккея, процессы, связанные со спортивной подготовкой хоккеистов на различных этапах многолетней подготовки, сферу управления тренировочной и  игровой деятельностью хоккеистов, тренерское исполнительское мастерство.

Объектами профессиональной деятельности слушателей являются: тренеры, вовлеченные в деятельность спортивной подготовки хоккеистов различных возрастных групп  и спортсмены, осуществляющие многолетний процесс спортивной подготовки; процессы развития общих и специальных физических качеств, формирования технического и  тактического мастерства и регуляции психических состояний в процессе тренировочной и соревновательной деятельности,  процессы планирования различных видов спортивной подготовки, процессы управления игровой деятельностью хоккеистов, восстановления психофизиологического состояния спортсмена.

 

3. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

К КОТОРЫМ ГОТОВЯТСЯ СЛУШАТЕЛИ

 

Слушатели программы профессиональной переподготовки  «Теория и методика хоккея» готовятся к тренерской профессиональной деятельности.

В соответствии с тренерской профессиональной деятельностью слушатель должен решать следующие профессиональные задачи:

- способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий избранным видом спорта, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, моральным принципам честной спортивной конкуренции;

- осуществлять планирование тренировочного процесса с установкой на достижение высоких спортивных результатов;

- подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки, определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида с установкой на достижение спортивного результата;

- осуществлять управление тренировочным процессом на основе контроля функционального состояния, достигнутого уровня техники двигательных действий и работоспособности занимающихся и внесения соответствующих корректив в тренировочный процесс;

- осуществлять управление игровой деятельностью спортсменов;

- обеспечивать своевременное прохождение врачебного контроля и осуществлять педагогический контроль состояния занимающихся.

 

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

(ПЕРЕЧЕНЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМИРУЮЩИХСЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ)

 

После освоения дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки «Теория и методика хоккея» у тренера должны сформироваться следующие общепрофессиональные и профессиональные компетенции (соответствующие ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура) и трудовые функции (соответствующие профессиональному стандарту «Тренер»):

 

Общепрофессиональные компетенции:

- способность определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста (ОПК -1);

- способность осуществлять спортивную подготовку в избранном виде спорта с учетом особенностей обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры и требований стандартов спортивной подготовки (ОПК -2);

- способность оценивать физические особенности и функциональные состояния обучающихся, технику выполнения физических упражнений (ОПК-3);

- способность обеспечивать в процессе профессиональной деятельности соблюдение требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, проводить профилактику травматизма. Оказывать первую доврачебную помощь (ОПК -4);

- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной библиографических культур с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-5).

 

Профессиональные компетенции:

- способность использовать знания об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта (ПК-1);

- способность формировать мотивацию к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у занимающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ПК-2);

- способность разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского и массового спорта (ПК-3);

- способность использовать в процессе спортивной подготовки средства и методы профилактики и заболеваний, организовывать восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола обучающихся, применять методики спортивного массажа (ПК-4);

- способность использовать актуальные для избранного вида спорта технологиями управления состоянием человека, включая педагогический контроль и коррекцию (ПК-5);

- способность совершенствовать индивидуальное спортивное мастерство в процессе тренировочных занятий, владением в соответствии с особенностями избранного вида спорта техникой движения, технико-тактическими действиями, средствами выразительности (ПК-6);

- способность осуществлять самоконтроль, оценивать процесс и результаты индивидуальной спортивной деятельности, сохранять и поддерживать спортивную форму (ПК-7).

 

Трудовые функции

Код А - осуществление тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе:

- способность проводить занятия по общей физической подготовке обучающихся (А/01.5);

- осуществлять формирование у обучающихся представлений о теоретических основах физической культуры и интереса к занятиям спортом (А/02.5);

- способность осуществлять планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе (А/03.5).

Код В - осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки:

- способность осуществлять набор обучающихся в группы и секции этапа начальной подготовки (по виду спорта, спортивным дисциплинам) (В/01.5);

- осуществлять обучение основам техники двигательных действий (по виду спорта, спортивным дисциплинам) (В/02.5);

- осуществлять формирование у обучающихся представлений о теоретических основах вида спорта, спортивной этике (В/03.5);

- способность осуществлять планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе начальной подготовки (В/04.5).

Код С - Осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

- осуществлять отбор обучающихся в группы и секции тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду спорта, спортивным дисциплинам (С/01.5):

- осуществлять формирование разносторонней общей и специальной физической, технико-тактической подготовленности, соответствующей специфике вида спорта (С/02.5).

- осуществлять формирование навыков соревновательной деятельности (С/03.5).

- способность осуществлять планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) (С/04.5).

Код D - Проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства:

- способность осуществлять процесс совершенствования специальных физических качеств и повышения функциональных возможностей организма спортсменов (D/02.6);

- способность развивать навыки соревновательной деятельности спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства (D/03.6);

- способность осуществлять планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства (D/04.6).

 

 

5. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

5.1 Требования к квалификации педагогических кадров

Реализация дополнительной образовательной программы обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими  базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, регулярно проходящие курсы по повышению квалификации. Также к реализации дополнительной образовательной программы привлекаются преподаватели, имеющие: ученые степени кандидатов и докторов наук, ученые звания доцентов и профессоров, государственные почетные звания: «Заслуженный тренер России», «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», спортивные звания (ЗМС, МСМК, МС); лауреаты государственных премий в сфере физической культуры и спорта.

 

5.2. Требования к материально-техническим условиям

Для реализации дополнительной образовательной программы предоставляются специализированные учебные аудитории института (компьютерные классы, класс анатомии и физиологии, классы теории и методики хоккея), приборы лаборатории Башкирского института физической культуры (филиала) ФГБОУ ВО "УралГУФК" (комплекс аппаратно-программный Валента+ (электрокардиография, кардиоритмография, спирография, велоэргометрия), комплекс аппаратно-программный «Нейроэнергометр-04», комплекс аппаратно-программный «Нейрон -МВП-Микро», комплекс аппаратно-программный «НС-ПсихоТест»); учебные видеофильмы по основным дисциплинам программы.

 

5.3. Требования к информационным и учебно-методическим условиям

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом в библиотеку и читальный зал института, а так же к нескольким электронно-библиотечным системам из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

5.4. Общие требования к организации образовательного процесса

Учебный процесс осуществляется в учебной группе. Часть учебной нагрузки реализуется в индивидуальной форме обучения: индивидуальное консультирование, подготовка итоговой аттестационной работы. Все учебные занятия проходят в соответствии с разработанным учебным планом и календарным учебным графиком. В процессе реализации дополнительной образовательной программы используются инновационные образовательные технологии в виде активных и интерактивных форм обучения с применением аппаратно-программного инструментария и информационно-телекоммуникационных сетей.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

программы профессиональной переподготовки «Теория и методика хоккея»

 

Срок освоения: 20 ЗЕ (720 часов)

Форма обучения: заочная.

Вид занятий: лекции (Л), практические занятия (ПЗ), самостоятельная работа (СР)

 

п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего, ЗЕ

Всего, часов

В том числе

Форма промежуточной аттестации

Л

ПЗ

В т.ч. интерактив

СР

П.1

Общие профессиональные дисциплины

6

216

12

12

14

192

 

1.

Характеристика спортивной игровой деятельности

1

36

2

2

2

32

Экзамен

2.

Анатомо-физиологические особенности развития детей и подростков

1

36

2

2

2

32

Зачет

3.

Психологические особенности развития детей и подростков

2

72

4

4

6

64

Экзамен

4.

Восстановление работоспособности и питание в системе подготовки спортсменов

1

36

2

2

2

32

Экзамен

5.

Предупреждение травматизма детей и первая помощь при травмах

1

36

2

2

2

32

Зачет

П.2

Специальные дисциплины

13

468

24

22

20

422

 

1.

Этапы многолетней подготовки хоккеистов. Периодизация тренировочного процесса.

6

216

10

8

6

198

Экзамен

2.

Методика обучения тактике и технике игры юных хоккеистов разных возрастных групп

2

72

4

4

4

64

Зачет

3.

Методика физической подготовки  юных хоккеистов разных возрастных групп

1

36

2

2

2

32

Зачет

4.

Основы комплексного контроля за тренировочным процессом юных хоккеистов

1

36

2

2

2

32

Зачет

5.

Взаимоотношение тренера с юными хоккеистами, родителями учителями и т.д.

1

36

2

2

2

32

Зачет

6.

Подготовка команды к игре, управление игрой

1

36

2

2

2

32

Зачет

7.

Анализ игровой деятельности хоккеистов в матчах. Методика разборов игр

1

36

2

2

2

32

Зачет

 

Итого по дисциплинам (П1, П2)

19

684

36

34

34

614

 

П.3

Итоговая аттестация

1

36

2

 

 

34

Итоговая аттестационная работа и/или

Междисциплинарный экзамен

 

Общая трудоемкость программы

20

720

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ

программы профессиональной переподготовки

«Теория и методика хоккея» (720 часов)

ВШТ по хоккею с шайбой им. С.М.Михалева

 

1. Характеристика спортивной игровой деятельности

Основные характеристики спортивной игровой деятельности, которая рассматривается в контексте параметров, объективно оценивающих различные аспекты хоккея.

Вопросы адаптации специфики хоккея, которая серьезно влияет на весь учебно-тренировочный процесс, на формирование и совершенствование игрового мышления, понимания игры и «тайминга».

Современный подход и опыт хоккейных стран в вопросах выбора наиболее оптимальных методик и средств в организации учебно-тренировочного процесса с учетом специфики развития хоккея в регионе.

 

2. Этапы многолетней подготовки хоккеистов. Периодизация тренировочного процесса.

Освещение вопросов подготовки хоккеистов на различных этапах многолетней подготовки и периодов тренировочного процесса в годичном цикле.

Изучение психологических и физиологических характеристик юных спортсменов, начиная с 6-летнего возраста и до 17 лет, благоприятные периоды развития функциональных и специальных качеств, методики и особенности построения тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки, вопросы режима и питания хоккеистов.

Вопросы планирования и организации тренировочного процесса в годичном цикле в контексте возрастных особенностей и уровня подготовки юных хоккеистов.

 

3. Методика обучения технике игры юных хоккеистов разных возрастных групп.

Инновации ведущих хоккейных стран (Швеции, США, Канады и Финляндии), которые разработали и внедрили в своих странах системные подходы подготовки игроков высокого профессионального уровня (техника катания, владение клюшкой и техника ведения силовой борьбы).

Современные подходы в организации работы над техникой, новые методики и средства, направленные на формирование и совершенствование специальных двигательных навыков, качественный и разнообразный подбор заданий на отработку технических приемов вне льда и на льду.

 

4. Методика физической подготовки  юных хоккеистов разных возрастных групп.

Функциональная подготовка хоккеистов на различных этапах многолетней подготовки в контексте новейших подходов в вопросах организации тренировочного процесса и на основе сенситивных периодов развития физических качеств у хоккеистов разных возрастных категорий.

Современные методики планирования и организации тренировочного процесса для  осуществления более качественной и эффективной подготовки спортсменов, с учетом инноваций в вопросах моделирования и оптимизации физических нагрузок непосредственно для хоккея.

Отдельное внимание будет уделено проблемам отечественного хоккея в организации функциональной подготовки в хоккейных школах, где зачастую, тренеры компенсируют недостатки технической подготовки функциональными качествами, форсируют физическую форму без учета возрастных особенностей игроков и их уровня подготовки, не желают  следовать принципам последовательности и постепенности в организации тренировочного процесса.

 

5. Основы комплексного контроля за тренировочным процессом юных хоккеистов.

Изучение новой, современной системы оценки качеств и уровня подготовки игроков, которая практикуется в большинстве ведущих хоккейных стран.

Знакомство с передовыми методиками контроля  за  функциональным состоянием хоккеистов, информативными и не требующими больших временных и финансовых затрат: с использованием Polar, теста Wingate и т.д.

 

6. Взаимоотношение тренера с юными хоккеистами, родителями, учителями.

Вопросы способности к эффективным коммуникациям тренера, которые сегодня являются важнейшими аспектами тренерской деятельности.

Правильное позиционирование себя в спортивном коллективе, налаживание взаимоотношений с родителями и преподавателями в школе, завоевание авторитета у своих подопечных; знакомство с опытом ведущих тренеров, которые добиваются результата за счет создания команды единомышленников.

 

7. Подготовка команды к игре, управление игрой.

Реализация потенциала команды в играх и турнирах с учетом опыта лучших мировых хоккейных тренеров: Скотти Боумена и Анатолия Тарасова, Аркадия Чернышева и Майка Кинэна и др.

Вопросы установки на игру, формулирования задач на отдельно взятый матч или турнир, формы поведения и активности тренера на скамейке во время игры, приемы, позволяющие внести перелом в ход игры, методики, направленные на изменение системы наложения в игре, способы поддерживать необходимые ритм и течение матча, методы оперативного анализа игры, внесения корректировок в ход поединка, контролирование очередности и продолжительности смен.

 

8. Анализ игровой деятельности хоккеистов в матчах. Методика разборов игр.

Общее (целостное) впечатление от игры, характер игры, ключевые (в том числе переломные) моменты матча, как складывалась игра по периодам и отрезкам матча, выполнение командой, звеньями и отдельными игроками задания или плана на игру, уровень самоотдачи команды, звеньев и отдельных игроков, игровая дисциплина (в частности продолжительность игровых смен), уровень функционального фона команды, звеньев и отдельных игроков на протяжении всего матча, тенденции основных игровых показателей (кол-во бросков, вбрасывания, большинство и меньшинство, начало и развитие атаки, вход в зону, атака с хода и позиционная атака, силовые единоборства,  процент брака, ситуации, приведшие к взятию ворот, блокирование бросков и т.д.), характеристика действий в игре отдельных линий, звеньев и игроков, общие выводы по игре и ближайшие задачи на тренировочный процесс.

9. Тренерская практика.

Проведение показательных практических занятий, анализ и обсуждение задач и упражнений, методических подходов и эмоциональной составляющей тренировки.

На занятиях будет рассматриваться опыт и мастерство различных известных тренеров по организации эффективного и качественного построения тренировочного процесса в контексте современного хоккея и с учетом различного уровня подготовки и разных возрастных категорий игроков и команд.